Президент внес в Госдуму проект поправок в Конституцию, о которых говорил во время послания Федеральному Собранию. Изменения масштабные. Глава государства получит новые полномочия, суды станут еще более зависимыми от исполнительной власти, и появится новый орган управления — Госсовет, который будет определять стратегию развития государства. Одобрить поправки предлагается всенародным голосованием, а чтобы оно шло лучше, в Конституцию предлагают внести нормы о минимальном размере оплаты труда, индексации пенсий и пособий. Попробуем разобраться, к чему могут привести эти изменения.

Скорость, с которой внесены поправки, говорит о том, что написаны они были загодя. 15 января президент в послании Федеральному Собранию обрисовал идею изменений, 16 января собралась комиссия по изменению Конституции, а 20 января в Госдуму уже внесены поправки. Комиссия успела собраться один (!) раз. Конечно, никто и не предполагал, что эта группа, в которой помимо юристов находятся актеры, спортсмены и космонавты, в самом деле могла написать поправки в Конституцию…, но даже делать вид не стали!

Что же такого важного в этих поправках, что Кремль хочет принять их как можно скорее?

Главное, что бросается в глаза: никакого ослабления президентской власти в них нет. Скорее, наоборот, президент получает дополнительные полномочия.

Во-первых, сказано, что президент сам формирует новый орган власти — Государственный совет. Чем именно будет заниматься этот орган, толком непонятно. Он нужен для «обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства», — сказано в проекте изменений. При этом конкретные полномочия Госсовета определит федеральный закон. То есть у нас появляется орган-эскиз, который в зависимости от законодательства может заниматься вообще чем угодно. Тем не менее никаких конституционных полномочий (отрешать от должности президента или премьера, распускать парламент, назначать судей, объявлять войну, менять границы и т. п.) у Госсовета не будет. Непонятно даже, кто его возглавит. Формирует президент. А руководит? Будем ждать проекта федерального закона. 

Тогда же станет понятнее, собирается ли Путин возглавить Госсовет после 2024 года.

Во-вторых, президент получает дополнительную возможность влиять на судебную систему через Конституционный и Верховный суды. Совет Федерации по представлению президента сможет прекращать полномочия судей «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи» (трактовать это можно широко).

В-третьих, президент получает возможность не подписывать принятые парламентом законы, даже если они преодолели президентское вето. Сейчас президент может отказаться подписывать закон, но тогда парламент может рассмотреть его повторно, и если проект набирает 2/3 голосов Госдумы и Совфеда, то президент все же обязан подписать. Предлагается же в случае такого конфликта дать возможность президенту обратиться в Конституционный суд, и если тот встанет на сторону главы государства, закон возвращается в парламент неподписанным. Сам Конституционный суд, кстати, сократится с 19 до 11 человек — таким и управлять проще.

Что же насчет ограничений полномочий президента? Предполагалось, что проект изменений перераспределит часть власти от президента к парламенту, увеличив роль последнего в формировании правительства (Путин сам намекнул на это, во время послания сказав, что парламент «возьмет на себя больше ответственности» в этом вопросе). Однако есть сомнения, состоится ли это перераспределение на самом деле.  Раньше в Конституции было сказано, что председатель правительства назначается с согласия парламента, а теперь — что президент назначает его после утверждения парламентом. Есть ли существенная разница? Да, теперь парламент получит возможность утверждать не только председателя правительства, но и весь состав кабинета. Однако структуру этого кабинета парламенту будет предлагать премьер-министр, а кандидатуру самого премьера парламенту — все тот же президент. И как в такой комбинации премьер предложит кабмин, который не нравится президенту? При этом президент может вмешиваться в структуру правительства и определять органы, управлять которыми он собирается лично.

Это не единственные изменения. Всего правки вносятся в 14 статей. Там есть и запрет на иностранное гражданство для крупных чиновников, и 25-летний ценз оседлости для кандидатов в президенты (все жившие за границей или учившиеся там могут прощаться с президентскими амбициями), и отъем у региональных Заксобраний полномочий по согласованию прокуроров.

Сама прокуратура, кстати, превращается из органа в «систему органов». Учитывая, что сегодня стало известно о представлении нового генпрокурора, выходца из СК, вполне можно ждать объединения СК и прокуратуры.

Самыми приятными для населения должны стать пункты о МРОТ не ниже прожиточного минимума (как будто на этот минимум можно прожить) и закрепление индексации пенсий (как будто это помешает сдвинуть пенсионный возраст и не платить пенсии, если не хватит денег). Именно эти пункты граждане России должны будут поддержать на всенародном голосовании, которое может состояться уже в конце апреля. А заодно и затвердить, легитимизировать все другие изменения, внесенные в Конституцию. Чтобы у Кремля была возможность сказать: вы сами так решили!

При этом глубинный смысл поправок гражданам пока никто не объяснил. К чему готовится Путин, создавая дополнительные меры защиты президента в конфликте с парламентом? И сможет ли он оставить пост главы государства, который нисколько не ослабнет, а станет еще сильнее?

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: www.znak.com

Добавить комментарий